Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Бригантина»
муниципального образования «Островский район»

+7 (81152) 3-33-18

181352, Псковская область,
г. Остров-2,
ул. Шумейко, д. 2/313

Музыкальные занятия в детском саду

Сторожко Валентина Вячеславовна
музыкальный руководитель

Основной формой воспитания и обучения ребёнка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребёнка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.

Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок.

Педагогические цели и задачи

Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств.

Музыкальное развитие – результат процесса музыкального воспитания и обучения, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию.

Исходя из этого, перед музыкальным руководителем стоят определённые цели и задачи.

Цель музыкального воспитания

  • Развивать у детей общую музыкальность через музыкальную деятельность.
  • Развивать способности:
    • целостного и дифференцированного восприятия музыки;
    • исполнительские способности;
    • способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.
  • Развивать музыкальность каждого ребенка;
  • Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
  • Обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;
  • Развивать художественно-творческие способности.

Любите музыку, любите,
Она поможет в трудный час.
Лишь только руки протяните -
Она вам всю любовь отдаст.

Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы.

В. А. Сухомлинский

Уважаемые родители, коллеги! Моя профессия – музыкальный руководитель. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Руководитель» - подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное… Воспитывать детей музыкой - необходимость настоящего времени. В каждом звуке заложены нотки любви к маленькому человеку, родной природе, родному краю. Без ласкового слова невозможно понимание окружающей действительности. Лучистое, радужное настроение появляется у ребёнка, когда звучит красивая мелодия. Именно она ярко передаёт образ душистого ландыша, зелёного лепесточка, ароматного цветочка, пушистого одуванчика, говорливого кустика, журчащей речки, заботливой мамы - всё то, чем любуется малыш.

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.

Я работаю над развитием у детей восприятия музыки, способности сопереживать персонажам музыкальных произведений, развиваю музыкальную эрудицию и культуру, а также, предоставляю возможность для реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности.

Реализация цели предполагает решение ряда задач

  • вхождение ребенка в мир музыки
  • развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников
  • ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам
  • развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам
  • развитие звукового сенсорного и интонационного опыта детей, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Виды музыкальной деятельности

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребёнка.

Психолого-педагогическим сопровождением на музыкальных занятиях является

  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
  • Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Главная цель - создание благоприятных условий для полноценного «проживания» ребёнком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических его качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в социуме и к обучению в школе.

Консультации для родителей

  1. Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии

  2. Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников

  3. «Для Вас, родители! Музыкально-организованная деятельность в детском саду»

  4. «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей»

  5. Инструментальное музицирование как средство развития музыкальных творческих способностей детей

  6. Влияние музыки на психику ребенка

Печать E-mail