Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Бригантина»
муниципального образования «Островский район»

+7 (81152) 3-33-18

181352, Псковская область,
г. Остров-2,
ул. Шумейко, д. 2/313

Занятия с логопедом

Варламова Татьяна Викторовна
Учитель-логопед из корпуса №2

Главных 10 советов логопеда

Ваш ребенок начал говорить – многие фразы еще не совсем понятны, где-то «перекроены» в соответствии с собственным восприятием тех или иных предметов и действий. Вот тут и понадобится ваша помощь. Нужно помогать малышу правильно произносить слова, и рассказать как правильно это делать.

Как отмечают логопеды, несмотря на то, что малыш большую часть времени находится в детском саду или в различных развивающих центрах, большое влияние на становление его речи и её качество оказывают именно родители. Зачастую, даже непроизвольно они воздействуют на формирование звукопроизношения, постановку звука и дальнейший процесс его автоматизации. И здесь очень важно не идти в разрез с мнением экспертов — то есть не пускать процесс речевой деятельности крохи на самотек.

Как заниматься с ребёнком

Чтобы было легче выполнить с малышом логопедические упражнения, можно привлекать к занятиям его любимых кукольных героев (обычные игрушки, сказочные персонажи – пальчиковые куклы и куклы на руку), а если еще и отправиться с ними в сказку или интересное путешествие, то ребёнок будет заниматься с вами речевыми «уроками» намного охотнее. И помните: занятия должны быть дозированными, не стоит сильно перегружать кроху. В ваших силах сделать так, чтобы упражнения на развитие речи приносили малышу радость, и он ждал следующих подобных мини-уроков с нетерпением.

На заметку: советы логопеда, которые работают

  1. Проговаривайте действия
    С первых дней рождения ребенка вы проводите с ним большую часть времени, и он изо дня в день видит – чем вы занимаетесь, какие действия совершаете. Постарайтесь по возможности всё сопровождать комментариями, проговаривать вслух. Кроме того, рассказывайте, что окружает вашего ребёнка, что он видит
  2. Исключите «сюсюканье»
    В период, когда ваше чадо начинает произносить первые слова, постарайтесь разговаривать с ним без «сюсюканий», коверканий звуков, чтобы малыш слышал чистую речь и запоминал именно её
  3. Обращайте внимание на звуки
    Сделайте акцент на те звуки, которые раздаются за окном, на улице, по телевизору: просигналила машина, пропела птица, мяукает кошка. Повторите с ребёнком услышанные звуки, при этом улыбаясь, на позитивных эмоциях. Так он лучше запомнит ассоциативный ряд и звуки
  4. Задавайте вопросы
    Гуляя, рассматривая книжки, играя с игрушками, старайтесь задавать наводящие вопросы: «Что мальчик делает в песочнице? Куда мы положим куклу Машу? С кем дружит мишка?». Таким образом, у ребёнка появится желание вам ответить, продолжить диалог
  5. Чаще используйте познавательные игры
    Старайтесь, чтобы в выбранном развлечении было больше описательных элементов (например: собрать все картинки с желтыми предметами, с кружочками, округлой формы), а также используйте игры на развитие памяти, внимания, речевое подражание. Они должны быть систематическими: старайтесь уделять занятиям хоть немного времени, но каждый день
  6. Добавляйте описания предметов
    В те моменты, когда малыш произносит слово, например, говорит: «часы», обязательно произнесите слово, которое по каким-то признакам характеризует или описывает этот предмет, указывает на принадлежность, например: «папины»
  7. Читайте малышу стихи
    При этом старайтесь, чтобы каждая строка требовала простого продолжения в рифму, например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…». Такие упражнения не только очень нравятся детям, но и хорошо развивают логическое мышление и речь. Когда малыш будет хорошо говорить фразами по несколько слов, то учите с ним простые стишки
  8. Говорите спокойно
    Разговаривая с ребенком, старайтесь произносить слова с чистой интонацией, не спеша, без лишней суеты. У малыша должно быть время, чтобы ответить на ваш вопрос и по ходу задать свой
  9. Сочиняйте истории
    По картинке с определенным сюжетом, фрагментом сказочной истории коротко передайте ребенку суть изображенного автором, а потом попросите его рассказать самому. Если малыш затрудняете, то задавайте ему наводящие вопросы
  10. Тренируйтесь дома
    Если ваше чадо занимается с логопедом, то обязательно все занятия закрепляйте с ним дома.

Ах, какие были муки-
Не давались людям звуки!
Вечные ошибки:
Вместо «рыбки» - «лыбки».
«Миска» вместо «мишка»,
«Фыфка» вместо «шишка»!
Мы откроем вам секрет:
Всем поможет логопед!

Организация работы логопедического пункта при ДОУ

Основные задачи логопедического обучения в условиях логопедического пункта включают не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой и школьному обучению. В ДОУ для детей с нарушением речи предусматривается четкая органи¬зация всего коррекционного процесса.

Коррекционно-речевая работа учителя-логопеда обеспечивает индиви-дуальный и системный подход к коррекции речевых нарушений дошкольников.

Логопед воздействует на все стороны развития личности ребенка в целом, вовлекая в этот процесс родителей и педагогов ДОУ. Таким образом, можно добиться высокой и устойчивой результативности. Используемые методы реализуются через различные организационные формы

  • занятия: индивидуальные, подгрупповые
  • игры: обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые.

Важную роль в обучении и воспитании детей с речевой патологией играет четкая организация их жизни во время посещения ДОУ. Соблюдение режима дня, распределение нагрузки на протяжении дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнить поставленные цели и задачи, которые отражаются в планировании учителя-логопеда.

«Речевое дыхание можно развивать»

Работа по развитию речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
  • При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
  • При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены
неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие:

  1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.
  2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Уважаемые родители!

Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработатьправильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:

  • Дутьё через соломинку в стакан с водой.
  • Надувание воздушных шаров.
  • Дутьё на разноцветные вертушки.
  • Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.
  • Пускание мыльных пузырей.
  • Дутьё на одуванчики весной.

При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха!

Сезонные игрушки: зимой снежинки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами; лёгкие птички, летающие над облачками из ваты, для мальчиков вертолётики и самолётики. А для девочек улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь сделана она руками домашних.

Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознанию акта дыхания, дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:

  • вдох и выдох через нос;
  • вдох и выдох через рот;
  • вдох через нос, выдох через рот;
  • вдох через рот, выдох через нос.

Только не забывайте напомнить ребёнку: сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе.

Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо? А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше?

Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭАУ, УОА и другие.

Благоприятная речевая среда

Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи ребенку необходима благоприятная речевая среда. Известно, что речь у ребенка развивается лучше, когда с ним много разговаривают, и не просто разговаривают, а общаются. Речь, которую ребенок слышит, должна быть обращена лично к нему, а он в доступной форме должен иметь возможность откликаться на нее. Так что, уже просто словесно общаясь с ребенком, взрослые целенаправленно занимаются развитием его речи, даже не отдавая себе в этом отчета.

Для некоторых детей этого оказывается достаточно, но встречаются и такие (и сейчас — довольно часто), которые нуждаются в специальном стимулировании речевого развития. Без этого они с опозданием начинают говорить. В дальнейшем их речь развивается неравномерно, а часто и с серьезными отклонениями.

При нормальном развитии первые слова у детей появляются до года, а в три года у них должна сложиться развитая фразовая речь. Более позднее формирование речи может привести к отставанию в развитии, в том числе интеллектуальном. Ведь слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь.

Иногда, практически сразу после рождения, можно предвидеть у ребенка возможную задержку речевого развития. К этому предрасполагают: осложненная беременность и роды, родовые и послеродовые травмы головы, асфиксия новорожденного (нарушение или отсутствие у младенца дыхательной функции), соматические заболевания, повышенное внутричерепное давление. Предрасположены к отставанию в речевом развитии ослабленные дети, плохо развивающиеся физически.

Но чаще всего предугадать, как будет развиваться речь ребенка, невозможно. Поэтому, чтобы не упустить время (которое в этот период чрезвычайно дорого), желательно уже с самого рождения ребенка заниматься целенаправленным ее формированием.

Над речью нужно работать так, чтобы стимулировать мышление ребенка, развивать его понятийный аппарат. Правильным образом поставленное формирование речи может предупредить у ребенка появление некоторых психологических комплексов и ослабить уже имеющиеся. Когда развитие речи не направляется вовсе или направляется неправильно, могут возникать различные искажения в ее развитии: запаздывание развития, дефекты произношения звуков, заикание, а в более позднем возрасте — нарушения чтения и письма.

Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи.

  • Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми. Сразу после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен играть с ними в подвижные игры (в том числе ролевые), это создает у него необходимость выразиться, а значит, стимулирует к речевым высказываниям.
  • Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхностным. Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находилось на одном уровне с лицом ребенка. Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.
  • Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина, особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать, понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсолютно не сформировано.
  • Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому же не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект).
  • Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.
  • Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, осуществлять любые действия, придумывать игры. Речь может формироваться только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с настоящей игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении вполне способна заменить ребенку реального собеседника.
  • У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, имеют гораздо больше возможностей для полноценной коррекции речевого развития. Ведь физическое и духовное становление ребенка в огромной степени зависит от участия родителей. Уважаемые родители, поддерживайте своих детей в такой важный период их жизни.

По материалам М. А. Поляковой.

Печать E-mail