Welcome to МБДОУ детский сад «Бригантина»   Click to listen highlighted text! Welcome to МБДОУ детский сад «Бригантина» Powered By GSpeech
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Бригантина»
муниципального образования «Островский район»

+7 (81152) 3-33-18

181352, Псковская область,
г. Остров-2,
ул. Шумейко, д. 2/313

Занятия с логопедом

Екатерина Васильевна Редюк – учитель – логопед МБДОУ детский сад «Бригантина» корпус №1

Образование – высшее, ФГБОУ ВПО «Саратовский Государственный Университет имени Н. Г. Чернышевского». Присуждена квалификация УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД по специальности «Логопедия»

Общий стаж работы - 6 лет

Педагогический стаж – 5 лет

Аттестация - 23.10.2019 г. высшая квалификационная категория

АНО «Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования»

Присвоена квалификация логопед – афазиолог г. Москва 2019 г.

Мой педагогический принцип – помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в образовательной деятельности. Дети приходят ко мне доверчивыми, с широко открытыми глазами. Я вижу в их глазах живой интерес, узнать что - то новое, пока не изведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал.

Есть на свете такая профессия,
Чтобы детям радость дарить.
Исправляя дефекты речи,
Их красиво учить говорить.
Каждый день с язычком заниматься,
Добиваясь все новых побед.
И ошибок своих не стесняться,
На вопросы дать полный ответ.
Кто поставит все звуки на место,
Чтобы речь, словно речка текла?
Кто научит, что в слове «ракета»
Говорить нужно «ра», а не «ла»?
Я в профессии этой недавно,
Но ребятам отдам много лет.
Обожаю свою я работу
И горжусь тем, что я ЛОГОПЕД!

Логическая Головоломка Владимира Ивановича Красноухова

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определенные знания, но и умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. И именно задачи на смекалку, головоломки, логические игры учат детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. Существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.

Владимир Иванович Красноухов - известный изобретатель логических, занимательных игр и головоломок, член Международного клуба изобретателей головоломок.

Головоломка «Складушка» - одна из головоломок В.И. Красноухова.

Состоит игра из 9 одинаковых квадратов, уголки, которых окрашены по-разному (в оригинале используется 3 цвета: красный, синий, желтый). Эта головоломка развивает логическое и пространственное мышление, внимание, зрительную память. Учит аккуратности и точности, умению анализировать и синтезировать. Способствует развитию усидчивости и самостоятельности. Играть можно начинать в 2 — 2,5 года.

На логопедических занятиях наши ребята учатся не только правильно проговаривать звуки, но и развиваются с помощью таких замечательных приемов, как выкладывание головоломок!

Игровое пособие Танграм в коррекционно - логопедической работе

ТАНГРАМ — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). В процессе знакомства и овладения техникой складывания фигурки танграма возникают вопросы: какими качествами нужно обладать, чтобы складывать танграм? Развитию, каких качеств способствует умение складывать фигуры из танграма? Конечно же - это развитие внимания, памяти, мышления и речи, ведь игра обязательно сопровождается речевыми высказываниями.

Работая с детьми с нарушениями речи мы сталкиваемся с несформированностью связной речи, ограниченным запасом слов, нарушением памяти, внимания, мышления, неумением строить партнерские отношения в детском обществе.

Для решения речевых и коррекционных задач решено использовать игру«Танграм».

Цель: сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур (танов) с речевым материалом (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, «доскажи словечко»).

Образовательные задачи

  • учить детей выкладывать контурную картинку
  • закрепить речевой материал по лексическим темам
  • развивать память, внимание, воображение, мышление, фантазию детей
  • продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги.

Коррекционные задачи

  • автоматизировать поставленные звуки в речи детей
  • учить четко проговаривать чистоговорки
  • правильно согласовывать прилагательные с существительными, существительные с глаголами
  • уметь пользоваться предлогами.

Воспитательные задачи

  • воспитывать внимание, память, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца
  • воспитывать аккуратность в работе
  • воспитывать желание прийти на помощь товарищу.

Звуковой анализ слов

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети¬ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана¬лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол¬ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, который выходит изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-[йа], Ю-[йу], Е-[йэ], Ё-[йо].

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

В завершении хочется отметить

  1. Звуки - мы слышим и произносим
  2. Буквы - мы видим и пишем.

Что нужно знать о логопедическом массаже

Многие родители думают, что логопедический массаж – это один из самых эффективных способов устранения речевых нарушений. Очень часто родители приходят на консультацию с просьбой назначить логопедический массаж ребёнку.

Давайте разберёмся, нужен ли всем детям логопедический массаж.

Логопедический массаж помогает исправить нарушение звукопроизношения, нормализует мышечный тонус речевого аппарата и мимической мускулатуры, сокращает сроки постановки звуков.

Логопедический массаж рекомендуют при следующих речевых нарушениях

  • дизартрия
  • ринолалия
  • моторная алалия
  • механическая дислалия (при укороченной подъязычной уздечке).

Перед тем, как назначить массаж, специалист обследует состояние подвижности органов артикуляции, а также проверяет, нет ли каких-нибудь противопоказаний к выполнению массажа.

Противопоказания к проведению массажа могут быть следующие

  • судорожный синдром
  • воспалительные заболевания глаз (конъюнктивиты)
  • инфекционные или грибковые заболевания кожи
  • диатез и другие аллергические реакции
  • стоматит или другие инфекционные заболевания полости рта
  • герпес в области губ
  • ОРВИ, ОРЗ.

Требования к проведению логопедического массажа

1.Логопедический массаж должен предварять артикуляционные или мимические упражнения.

Такой массаж является подготовкой органов речи для последующих упражнений.

Например, у ребёнка наблюдается недостаточная подвижность языка. Специалист делает массаж языка, затем сразу идёт артикуляционная гимнастика для языка.

2. Массаж должен обязательно проводиться по желанию малыша, заставлять его ни в коем случае не нужно.

Ребёнок может бояться или просто не хотеть, чтобы чужая тётя делала что-то у него во рту. У детей с низким болевым порогом массажные движения могут вызывать неприятные и, даже, болезненные ощущения.

Конечно, опытный специалист попытается отвлечь ребёнка, наладить с ним контакт. Но если это никак не получается, против воли ребёнка выполнять массаж не нужно. Пользы никакой не будет.

3. Логопедический массаж может дать должный эффект только в комплексе с другими коррекционными методами и приёмами.

Часто бывает, что речь ребёнка неразборчива или малопонятна для других не только из-за недостаточной подвижности органов речи. Кроме этого, может быть нарушен фонематический слух, может искажаться слоговая структура слова, страдать грамматический компонент речи. По этой причине для исправления речевых нарушений, кроме массажа, целесообразно применять и другие коррекционные методы и приёмы.

4. Логопедический массаж должен назначаться для достижения конкретных целей.

Если вашему малышу назначили массаж, поинтересуйтесь, по какой причине массаж назначен, какие артикуляционные движения малыш не может выполнить. Можно также узнать, какой вид массажа будет выполняться: расслабляющий или тонизирующий мускулатуру.

Если вас и ребёнка всё устраивает, массаж даёт положительные результаты, то необходимо прислушаться к рекомендациям логопеда. Вполне возможно, для достижения скорейшего результата вам нужно будет дублировать некоторые упражнения дома самостоятельно.

По материалам сайта https://zen.yandex.ru/media/sovety_logopeda/chto-nujno-znat-o-logopedicheskom-massaje

Кружковая логопедическая работа

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольника заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшего дошкольного возраста, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. 

Занятие «Путешествие в морское королевство»

8 октября 2019 года в подготовительной к школе группе было проведено открытое занятие.

Тема занятия: «Путешествие в морское королевство».

Цель занятия: совершенствовать знания о гласных звуках.

Коррекционно-образовательные задачи

  • закреплять представления о гласных звуках
  • расширять представления о морских обитателях.

Коррекционно-развивающие задачи

  • учить детей использовать интонационные умения в различных ситуациях (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударный слог, ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи)
  • формировать умения и навыки активно пользоваться мимикой и жестами
  • учить правильно пользоваться речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох
  • уточнять артикуляцию и отрабатывать четкое произнесение гласных звуков
  • расширять сенсомоторный репертуар, развивать тактильную стимуляцию
  • развивать зрительно-пространственную ориентацию, воображение
  • снимать эмоциональное напряжение и создавать положительное настроение.

Коррекционно-воспитательные задачи

  • формировать интерес к речевой деятельности
  • воспитывать доброжелательность, доброту, смелость, выдержку, умение слушать товарища.

Вначале занятия ребята узнали о беде, которая случилась в морском королевстве. Большая волна унесла далеко в море Принца и Принцессу. Дошкольники с удовольствием согласились помочь вернуть пропавших сказочных героев.

Жители королевства были необычные, их имена были гласными звуками: О, А, Э, И. В ходе занятия дошкольники выполняли речедвигательное упражнение с элементами психогимнастики лежа на большом «морском ковре»; с помощью кинетического песка и набора формочек дети слепили морских обитателей и заселили их в песочный замок.

Потом выполнив логоритмическое упражнение «Свинки» в колпачках морских обитателей ребята, преодолев «Звуковые волны», выполнили задание «Спрятанные рисунки» и интонационное упражнение «Волшебные слова».

Итогом занятия стало возвращение Принца и Принцессы в морское королевство. Всем ребятам понравилось морское путешествие, они активно включались в работу на протяжении всего занятия, а на память о путешествии, морской Король подарил им настоящие морские ракушки.

Одновременное рисование двумя руками

Среди детей дошкольного возраста немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Это вызывает у них естественное нежелание рисовать, выполнять разнообразные упражнения, подготавливающие к обучению письму или совершенствующие технику письма.

Трудности в овладении графомоторными умениями имеют место не только практически у всех детей с проблемами в развитии (с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной и интеллектуальной сферы), но и у определенного количества детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно.

Осуществляя поиск дополнительных форм работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, я обратилась к графомоторным упражнениям. В основе этих упражнений лежит копирование графических рисунков-образцов разной степени сложности.

Коррекционно-развивающие возможности упражнений: способствует развитию зрительного и кинестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, плавности, ритмичности и точности движений и т.д.

Коррекционная направленность упражнений связана также и с положением, в котором ребенок их выполняет.

Предусмотрено выполнение упражнений в разных положениях

  • лист с рисунком-образцом прикреплен к мольберту или к доске, расположенной на стене - ребенок копирует его стоя
  • лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его стоя
  • лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его сидя, удерживая локоть на небольшом расстоянии от поверхности стола
  • лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его сидя, в положении, обычном для рисования

Эти положения дают возможность совершенствовать работу разных групп мышц, принимающих участие в рисовании и письме.

В процессе выполнения упражнений необходимо четко соблюдать все условия их выполнения: поза при рисовании, точность воспроизведения линий, проведение линий, не отрывая фломастер (карандаш, ручку) от бумаги, соблюдение направления рисования, ритма движения при рисовании и др. Это важно, т.к. упражнения имеют четко обозначенную направленность. Эффективность решения поставленных задач и достижение ожидаемых результатов полностью зависит от того, насколько эти условия будут выполняться.

Биоэнергопластика в коррекционной работе учителя - логопеда

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Все это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому выполнение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.

По мнению А. В. Ястребовой «...движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов».
О. В. Лазаренко считает, что «...применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка».

В результате, систематическая работа с применением биоэнергопластики 

  • способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям
  • позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики
  • облегчает постановку, введение звуков в речь
  • способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

По материалам https://www.maam.ru


Использование кинетического песка в работе учителя - логопеда

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Нарушение речи детей затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексику, грамматику. Дети редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе песок.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.

Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.

Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи

  • развитие диафрагмального дыхания
  • развитие фонематических представлений
  • совершенствование грамматического строя речи
  • автоматизация поставленных звуков
  • развитие связной речи
  • формирование слоговой структуры речи
  • развитие мелкой моторики.

Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука

  • Скользить по поверхности песка пальцами или с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка – шипит, тигр – рычит)
  • «Необычные следы»: «топают медведи» – кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок; «прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «ползут змейки» – расслабленными либо напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях); «бегут жучки-паучки» – двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых
  • Создать узоры и рисунки, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию
  • Прошагать по дорожке каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг проговаривать звук или слог
  • Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук.

Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях

  • Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам, повторяя слоги с автоматизируемым звуком
  • «Археологи». Спрятать в песке игрушку (или картинку). С помощью кисточки или пальчиками ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано
  • Произносить различные слоги с закрепляемым звуком, прыгая по слепленным кочкам (ша-ша-ша, ша-шо-шу-ши и др.).

Упражнения на развитие силы воздушной струи

  • Дуть на маленький шарик через трубочку от коктейля, стараясь задуть его в песочные ворота или мишень
  • Перекатывать шарик от пинг-понга из одной ямки в другую с помощью воздушной струи.

Игры на развитие связной речи

  • «Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)
  • «Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).

Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок может творить и придумывать что-то свое.

Использование кинетического песка дает положительные результаты

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие
  • на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников на логопедических занятиях

С целью развития мелкой моторики рук у дошкольников проводится углубленная работа, в ходе которой решаются следующие задачи:

1. Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук

• развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук, ритмичности движений;
• развитие графических навыков, подготовка руки к письму.

2. Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы

• память, речь детей;
• произвольное внимание;
• логическое мышление;
• зрительное и слуховое восприятие;
• умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Реализация поставленных задач осуществляется на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.

Традиционная

• самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
• игры с пальчиками с речевым сопровождением;
• пальчиковая гимнастика;
• графические упражнения: обводка по контуру картинок, штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
• игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, пуговицы;

Нетрадиционная

• самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, каштанами и т.д.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях используются также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками), перчатки с нашитыми пуговицами. Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры – шнуровки, которые развивают не только сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук. Они развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева", способствуют развитию речи, развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными.

Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил вводится штриховка. Вместе с тем она является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

Перечисленные виды деятельности не могут полностью заменить пальчиковый тренинг, потому что осуществляют их в основном первые три пальца, манипуляции не включают расслабляющих упражнений.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

По материалам https://nsportal.ru

Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях

 

При устранении нарушения звукопроизношения, немаловажна постановка и речевого дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает укрепление артикуляционного аппарата, нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Поэтому на своих занятиях я использую игры для развития речевого дыхания. Основной целью этих игр является развитие правильного речевого дыхания, а именно короткий вдох, и длительный выдох.

Логопедические занятия в детском саду

Первые слова ребёнка вызывают восторг у родителей. Каждое речевое умение встречается радостно. Произносить различные группы звуков ребёнок учится постепенно.

Взрослые редко специально обучают этому малышей, дети имитируют речь, тренируются самостоятельно. Поэтому родители иногда не задумываются о необходимости исправления детской речи, думают, что недочёты обусловлены возрастом и скоро пройдут сами собой.

Не все родители знают, что в большинстве детских садов есть логопед. Логопед — это специалист коррекционной педагогики, который диагностирует и исправляет речевые нарушения. Ошибочно мнение, что логопедические занятия показаны только детям, не выговаривающим звук [р]. Сфера коррекционной и развивающей деятельности логопеда обширна.

Цель логопедических занятий — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля. Он подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты произношения, грамматически правильного построения фраз). При этом логопед учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. Иногда младшие дошкольники воспринимают логопедические занятия как развлечение.

Виды логопедических занятий

  • Индивидуальные занятия считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком, застенчивые дети раскрепощаются. На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут.
  • Подгрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими одинаковые или сходные речевые недостатки. На занятии присутствуют дети одного возраста. Преимущество подгрупповых занятий — в проведении совместных игр, работе с напарником. Дети развивают коммуникативную сторону речи.

По материалам https://melkie.net

На занятии у логопеда

Любой учитель-логопед, после всестороннего обследования ребёнка, начинает свою работу в разных направлениях.

Развитие артикуляционной моторики у детей

  • массаж и самомассаж органов артикуляции (языка, губ, щёк, лба, ушей, шейной воротниковой зоны)
  • артикуляционная гимнастика для укрепления и развития точности движений мышц языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Развитие речевого дыхания

  • обучение глубоко дышать носом и ртом
  • развитие правильного удлинённого выдоха через нос и рот
  • обучение длительному сильному выдоху в положении губ «трубочка»
  • обучение длительному сильному выдоху на высунутый язык.

Развитие фонематических функций

  • узнавание неречевых звуков
  • узнавание речевых звуков
  • выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов
  • различение гласных и согласных звуков
  • подбор слов на заданный звук
  • определение места звука в слове
  • анализ и синтеза слов.

Развитие психических функций

  • восприятия
  • слухового и зрительного внимания
  • слуховой и зрительной памяти
  • мышления
  • воображения.

Развитие мелкой и общей моторики

  • пальчиковая гимнастика
  • графомоторные навыки
  • речь с движением
  • ориентировка в схеме собственного тела и в пространстве.

Обогащение словарного запаса

  • различными частями речи
  • предлогами
  • обобщающими понятиями
  • антонимами
  • синонимами
  • омонимами.

Формирование слоговой структуры слова

  • воспроизведение ритма
  • выкладывание фишек по количеству слогов
  • повторение разных слогов (прямых, обратных, со стечением)
  • повторение слов различной слоговой структуры
  • повторение предложений различной слоговой структуры
  • повторение чистоговорок и скороговорок.

Развитие грамматического строя речи

  • изменение существительных, прилагательных, глаголов по родам,
    числам, падежам
  • согласование существительных с прилагательными, числительными
  • обогащение речи предлогами, приставками
  • образование относительных, притяжательных прилагательных
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развитие связной речи

  • составление предложений
  • пересказ по мнемотаблицам
  • пересказ коротких рассказов
  • составление описательных рассказов
  • составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин
  • придумывание загадок, рассказов, сказок самостоятельно
  • разучивание стихов.

Обучение чтению

  • знакомство с буквами
  • составление и чтение слов.

А также, хотелось бы отметить элементы песочной терапии на наших занятиях. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Именно это делает работу логопеда по коррекции речи более эффективной. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

По материалам https://www.maam.ru, http://ped-kopilka.ru


Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимания заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка.

Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью.

Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка.

К тому же родители упускают те периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении звуко-слоговой структуры слов. Если ребенок не может разобрать услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубный фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в городе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи.

К подобным правилам стоит отнести следующие

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста.
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем, но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.

По материалам https://nsportal.ru


Печать E-mail

Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech