Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Бригантина»
муниципального образования «Островский район»

+7 (81152) 3-33-18

181352, Псковская область,
г. Остров-2,
ул. Шумейко, д. 2/313

Физкультура

Алексеева Наталья Викторовна – руководитель физического воспитания

Образование: среднее профессиональное, Опочецкое педагогическое училище
Общий трудовой стаж: 23 года
Педагогический стаж: 23 года
Моё кредо:
«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми»
Мой девиз:
Спорт – это жизнь. Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться!
Любимый афоризм:
«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!» (Сократ)

Летняя пора - это самое активное время года!
И мы провели его с пользой!

Мы ещё не мастера,
и не бьём рекордов,
но уже в детском саду
знакомимся со спортом.

Дети ждут лето целый год, а потом вспоминают его даже зимой. На улице тепло и есть возможность гулять, играть столько, сколько пожелаешь. А какое лето может быть без подвижных игр на свежем воздухе, без скакалок и мячей?

Летом физкультура проводится на улице. Как сделать занятия подвижными и интересными? В летнее время хорошо обучать детей игре в бадминтон, владению мячом (элементы футбола и баскетбола), прыжкам на скакалке.

Бесспорно, любовь к физической культуре должна прививаться с детства, тем более в условиях современной жизни, где нас окружает множество информационных технологий, уровень двигательной активности человека неизменно стремится к минимальной отметке. Однако, приобщая ребенка к спорту, важно не переусердствовать, потому что чрезмерная физическая нагрузка может пойти ребенку во вред. Спортивные и подвижные игры в детском саду как раз и являются золотой серединой.

Разнообразные движения и действия, выполняемые в спортивных играх, оказывают большое оздоровительное влияние на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, служат средством активного отдыха. Они помогают организовать длительное и интересное пребывание детей на свежем воздухе, способствуют разнообразию самостоятельной деятельности, развитию активности. Также, поскольку многие из этих игр - командные, они развивают в детях здоровый коллективизм, готовность приходить на помощь другим и подчинять при необходимости свои желания общим интересам. Эти качества очень пригодятся им во взрослой жизни.

Детские игры на свежем воздухе - одно из самых полезных времяпровождений. Разумеется, для ребенка - это счастливое время активности и движения.

Может быть, наши дети и не станут выдающимися спортсменами, но я уверена в том, что занимаясь физической культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиться успехов в любом деле.


Скакалка - самый лучший тренажер

...Тут прохожим не пройти:

Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

(А. Барто)

Во все времена среди детворы большой популярностью пользовалась скакалка.

Огромное удовольствие малышам приносят различные прыжки и упражнения со скакалкой. Кроме хорошего настроения, веселые упражнения со скакалкой дарят еще и здоровье.

Упражнения со скакалкой - только плюсы!

  • Скакалка поможет укрепить сердце и легкие
  • Ребенок не будет набирать лишний вес
  • Благодаря скакалке ребенок будет дальше прыгать и быстрее бегать
  • Каждое занятие со скакалкой укрепляет здоровье
  • Скакалка наполнит ребенка хорошим настроением.

Упражнения и прыжки со скакалкой способствуют укреплению мышц тела, оказывают благотворное влияние на дыхательную и сердечно - сосудистую системы организма, улучшают осанку, хорошо развивают равновесие и координацию движений. Упражнения со скакалкой вырабатывают легкие и пластичные движения, чувство ритма. И ни в коем случае нельзя утверждать, что игры, упражнения со скакалкой только для девочек. Если мальчик не хочет делать упражнения со скакалкой, аргументируя это тем, что через скакалку прыгают только девочки, объясните ему, что упражнения со скакалкой очень часто практикуют и настоящие спортсмены: боксеры, борцы, волейболисты, пловцы и штангисты.

Детский спорт на скакалке предполагает ряд условий

  • Ребенок должен быть сосредоточен на том, что он делает.
  • Скакалка должна быть не слишком короткой, но и не слишком длинной.
  • В комнате должно быть достаточно места для того, чтобы свободно заниматься со скакалкой.
  • Ребенок должен быть настроен позитивно. Подбадривайте его - он не должен сдаваться. Дети должны понимать, что каждая доведенная до конца тренировка - это вложение в собственное здоровье.
  • Ребенок должен начинать с самого простого. Упражнения со скакалкой для детей следует начинать с простых прыжков.

Как выбрать снаряд для упражнений со скакалкой?

Важно правильно подобрать скакалку для ребенка - длина шнура должна соответствовать его росту. Чтобы правильно подобрать размер скакалки, нужно встать на середине скакалки (ноги, на ширине плеч) и за ручки натянуть шнур вверх. В этом положении кисти рук должны практически касаться подмышечных впадин. Впрочем, если скакалка велика для малыша, можно просто подрезать шнур и завязать одинаковые узлы с обоих концов.

Научите ребенка правильно прыгать на скакалке:

  • Ребенок должен держать ручки скакалки устойчивым хватом.
  • При помощи запястий ребенок должен выполнять круговые движения.
  • Тело должно быть расслаблено. Взгляд должен быть направлен вперед.
  • Прыжок должен быть лишь на ту высоту, которая позволит скакалке пронырнуть под ногами.
  • Скакалка, проходя под ногами, должна слегка коснуться пола.
  • Ребенок должен в первую очередь обращать внимание на качество, а не на скорость прыжков.

Учимся разным видам упражнения

Ребенок должен уметь выполнять 2 базовых упражнения со скакалкой для детей - на двух ногах и «шаговые» прыжки. Главное, чтобы акцент делался на качество выполнения прыжков, а не на скорость.

Базовые прыжки

Для выполнения этого упражнения нужно прыгать одновременно 2 ногами.

Скакалка для детей не предполагает скуки во время занятий! Различие этого способа прыжков от базового заключается лишь в том, что ребенок не подпрыгивает одновременно на 2 ногах, а чередует их. При этом ноги не должны сгибаться в коленях слишком сильно - такие прыжки со стороны похожи на бег трусцой на месте.

После того, как ребенок освоит прыжки на скакалке, пусть попробует

  • Прыжки вдвоем через скакалку - все, что нужно сделать, это прыгать с кем-то синхронно через скакалку.
  • Наклонные прыжки - ребенок прыгает через скакалку, отставляя ноги то влево, то вправо.
  • Джек-попрыгунчик - выполняйте упражнение «Джек-попрыгунчик», но задействуйте только ноги – в прыжке чередуйте «ноги вместе» и «ноги врозь».
  • «Лыжня» - это упражнение схоже с лыжной гонкой - ребенок прыгает на скакалке, но на каждый прыжок чередует ноги. Сначала впереди правая нога, а сзади левая, и наоборот.

Прыжки со скрещиваниями ног - во время прыжков (при подскоке) ребенок должен скрестить ноги.

Игры со скакалкой

Выручалочки

Описание игры

Для начала выбирают двух детей, которые будут крутить скакалку. Остальные должны через нее прыгать. Дети по очереди подходят к крутящейся скакалке и, выбрав подходящий момент, впрыгивают, сначала по одному разу, затем по два, три и т.д. Если кто-то ошибается, то он встает крутить скакалку вместо ведущего. Тот, кто остается последним, становится «выручалочкой» - он может спасти ошибившегося игрока, выполнив прыжки за него.

Правила

Тот, кто ошибся, крутит скакалку вместо ведущего
Игрок, оставшийся последним, может спасти ошибившегося игрока, выполнив прыжки за него.

Зеркало

Выбирается один ведущий, за которым все остальные должны повторять прыжки.  Ведущий должен менять прыжки через каждые 10 (на одной или двух ногах, скрещивая руки, 2 прыжка за один оборот скакалки).

Прыжки на скакалке вдвоем
Нужно взяться за руки, концы скакалки в свободных руках. А теперь, наловчившись можно прыгать вдвоем, устроив гонку или соревнование.

Часы

Описание игры

Участники игры хором произносят: «Тик-так, тик-так», а двое выбранных игроков в том же ритме вертят скакалку, остальные выстраиваются в очередь. Первый игрок прыгает через скакалку один раз и встает в конец очереди, второй - два и т.д. Сбившиеся меняются с одним из тех, кто держит скакалку.

Если игрок собьется при прыжках или ошибется в счете - он меняется с одним из тех, кто держит скакалку. 

Правила игры

1.Первый игрок прыгает один раз и встает в конец очереди, второй - два и т.д.
2.Игрок, сбившийся при прыжках или ошибившийся в счете - меняется с одним из игроков, крутящих скакалку

Удочка

Описание игры

Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.
Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.

Правила игры

1.Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
2.Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
3.Тот, кто заденет скакалку становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.

Самый гибкий 

Описание игры

Между двумя любыми объектами (столбами) ведущий натягивает скакалку на уровне груди игроков. Игроки должны пройти под веревкой, выгибаясь назад, не задевая её.

Каждый раз, когда игроки проходят под верёвкой, она опускается немного ниже. Участник, задевший веревку, выбывает из игры.

Правила игры

1.Игроки должны пройти под веревкой, выгибаясь назад, не задев её.
2.Веревка опускается на ниже каждый раз, когда участники проходят под ней.
3.Задевший веревку выбывает из игры.
4.Выигрывает тот, кто остался последним.

Имена

Дети по очереди прыгают через короткую или длинную скакалку одновременно, начиная с первого прыжка говоря:
«Я знаю имена маль­чиков: Коля, Витя, Ваня, Гриша … ит. д.»
Или: «Я знаю имена девочек: Люда, Валя, Зина и т. д.».

Побеждает ребенок, назвавший больше имен без по­вторений.

Кто больше?

Дети по очереди прыгают через корот­кую скакалку, а воспитатель считает прыжки до первой ошибки. Кроме количества прыжков, воспитатель оценивает качество прыжков.

Кто дальше?

На игровой площадке проводится линия. По первому сигналу воспитателя дети начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу останавливаются. Побеж­дает ребенок, который оказался впереди.  

Противопоказания

У скакалки есть и свои противопоказания - если у ребенка проблемы с суставами, коленной чашечкой или хрящами, то любые прыжки противопоказаны. Детям с лишним весом разрешено использовать скакалку только после осмотра врачом.


Заслуживает ли внимания такой вид деятельности в детском саду как физическая культура?

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех основ и систем организма и сенситивным периодом психического развития. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

Проблемы здоровья детей и их физического развития вызывают неподдельный интерес у родителей в настоящее время.

Ни для кого не секрет, что очень незначительное количество детей, которые поступают в детский сад, имеют первую группу здоровья, то есть абсолютно здоровы. Как показывает практика - в основном это дети со второй группой здоровья. Эти дети имеют некоторые отклонения, которые можно исправить в ходе педагогического процесса. Именно физкультура позволит укрепить и обеспечить здоровье детей. Физкультура поможет сформировать двигательные навыки и основные движения.


Физкультурное занятие - основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду

Физическое воспитание дошкольника как систему мероприятий, направленных на развитие функций растущего организма ребенка, можно считать приоритетным направлением всей воспитательной работы с детьми. Включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, должен организовывать грамотный специалист - воспитатель по физической культуре.

Занятие - основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.

Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятия разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части: вводную, основную и заключительную.

В первой (вводной) части ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба (широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями), бег (в колонне по 1, врассыпную); прыжки (на 2-х, на одной ноге, на месте с продвижением), подскоки, перестроения, повороты, упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу, танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, игры на внимание («Найди себе пару», «Найди свое место», «Сделай фигуру», «За высоким и низким»). Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры - средней подвижности, чтобы не перевозбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин (в зависимости от организованности группы) сосудистой и дыхательной систем. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.

Во второй (основной) части решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.

В младших группах даются 2-3 основных вида движений (1-2 - в виде упражнения, 1-2 - в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 основных вида движений (2-3 в виде упражнения, 1-2 - в подвижной игре). Количество основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.

Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма. Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить со всеми детьми одновременно. В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей. Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут (зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.


«Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

«Спорт - альтернатива пагубным привычкам»


Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Что для вас важнее всего? Конечно же, здоровье ваших детей. Одним из главных условий здоровья являются занятия физической культурой. Однако, организм ребёнка- дошкольника находится в процессе формирования, становления. И, чтобы не повредить ему и не отбить у ребёнка раз и навсегда желание заниматься физической культурой, следует соблюдать следующие правила.

Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?

Нельзя навязывать упражнения, которые явно не нравятся малышу. Занятия должны находить эмоциональный отклик в душе ребёнка, тогда и результаты будут налицо.

Поднимая ребёнка, никогда не держите его только за кисти- обязательно целиком за предплечье, так как кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребёнка за бедра.

Не рекомендуются дошкольникам висы только на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и плечевой пояс.

Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребёнок упирается коленями или легко достает опоры носками ног, но не позволяйте малышу раскачиваться в висе, если он не сможет в любой момент встать на ноги!

При лазании не разрешайте ребёнку залезать выше того уровня, на котором можете его достать. Только когда малыш овладеет лазанием в совершенстве, можете позволить ему подниматься и выше.

Не рекомендуется выполнять упражнения на тренажерах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых.

Так, к смещению позвоночных дисков может привести выполнение вращательных упражнений вправо- влево на популярном диске «Здоровье».

Не разрешайте малышу совершать спрыгивание с высоты более 20 см в три года и 40 см в семь лет.

Приземление должно быть пружинящим на полусогнутые ноги и выполняться на мягкую основу или в спортивной обуви.

Не соблюдение этих правил приводит к перегрузке позвоночника и мощному сотрясению внутренних органов!

А эта рекомендация папам, которые слишком рано хотят сделать из своих сыновей мужчин.

Однажды в тренажерном зале молодой отец приобщал маленького сына к спорту, заставляя подтягиваться на перекладине, расположенной на высоте 2 м от пола. Бедный «маленький мужчина», глотая слезы и закусив губы из последних сил поднимал себя снова и снова.

А потом в изнеможении упал на маты и с завистью поглядывал на соседского мальчишку- одногодка, который весело бегал за папой по залу между снарядами, ловко перепрыгивая через лежащие на полу блины от штанги.

Всему свое время. Не стоит форсировать развитие ребёнка. Идите навстречу тем новообразованиям, которые появляются у малыша и создавайте для этого условия!


Объявление для родителей

«Спортивная форма для физкультуры»

По требованиям СанПиНа для образовательной деятельности «Физическая культура» детям необходимо иметь спортивную форму!

Физкультурой заниматься - надо в форму одеваться!

А в одежде повседневной, заниматься даже вредно!

Физкультурная образовательная деятельность требует соблюдения техники безопасности в спортзале. Спортивная форма является одним из обязательных условий проведения организованной образовательной деятельности. Ребёнок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, чешки (по размеру ноги!!!!), носочки. Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате.

  1. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.
  2. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на физкультуру в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.
  3. Спортивная обувь (чешки)-не скользит при выполнении упражнений. За счёт тонкой подошвы, дети невольно проводят профилактику плоскостопия.
  4. Носки должны быть не слишком тёплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.

С уважением,

Ваш руководитель физического воспитания

Алексеева Наталья Викторовна


Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду

Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.

Основными задачами детского сада по физическому развитию дошкольников являются

  • охрана и укрепление здоровья детей
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  • воспитание культурно-гигиенических навыков
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
  • накопление и обогащение двигательного опыта
  • формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Направления работы

  • создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
  • повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
  • комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
  • воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи

В соответствии с ФГОС дошкольного образованиязадачи образовательной области «Физическое развитие» включают

  • приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
  • овладение подвижными играми с правилами
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) .

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребностей в движении в детском саду созданы определённые условия.

В каждой группе проводятся три раза в неделю занятия по физической культуре. Два занятия - в зале. Одно занятие на улице. Также каждый день проводится утренняя гимнастика.

Для спортивных занятий оборудован физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием.

В группах имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия.

Проводятся мероприятия по закаливанию. Всё это повышает интерес малышей к физической культуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Руководитель физического воспитания: Алексеева Наталья Викторовна

 

Консультации для родителей

  1. Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях

  2. Игры в семье с нестандартным оборудованием

Консультации для педагогов

  1. Физкультминутки в стихах

  2. Подвижныек игры на прогулке

  3. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы

  4. Виды утренней гимнастики и возможности её использования

  5. Рекомендации для родителей «О пользе босохождения»

Печать Электронная почта