Педагог-психолог
Уважаемые родители!
На основании письма Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. в детском саду организована работа психолого-педагогического консилиума (ППк)- в целях обеспечения комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и повышения уровня развития детей в соответствии с индивидуальной программой развития.
Цель ППк — обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического состояния воспитанников.
Задачи ППк:
1)Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
2) разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
3) консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
4) контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Состав консилиума:
- руководитель дошкольного учреждения;
- учитель — логопед;
- старший воспитатель;
- медицинская сестра
- воспитатель.
Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников детского сада с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями воспитанников.
Цель: создать психолого — педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
- создание благоприятных условий
- o для развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
- o для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются
- воспитанники ДОУ
- педагогический коллектив ДОУ
- родители воспитанников (законные представители)
Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ являются
Диагностическая работа
Цель: выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
В рамках психодиагностического направления осуществляется
- Наблюдение с целью определения степени адаптации
- Диагностика воспитанников подготовительной группы 2 раза в год (октябрь, апрель), с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе (тест Керна-Йерасека) для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми
- Диагностика познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка. («Экспресс-диагностика в детском саду» Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.), старшего дошкольного возраста для организации коррекционно-развивающей работы
- Индивидуальное диагностическое обследование детей по запросам родителей, воспитателей
Кроме того, педагог-психолог может осуществлять индивидуальную работу с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)
Развивающая и коррекционная работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
В данном направлении реализуется
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, имеющими средний и низкий уровни психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе)
Консультативная работа
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги ДОУ.
Консультирование осуществляется по следующей тематике
- индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам
- проведение различных форм работы (семинаров, семинаров-практикумов, тренингов) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста
Просветительская работа
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей), а именно
- актуализация и систематизация имеющихся знаний
- повышение уровня психологических знаний
Проводится систематизированное психологическое просвещение педагогов, родителей.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям
- С педагогами проводится по запросам
- С родителями: выступления на родительских собраниях; по заранее выбранной проблеме; оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе
Организационно-методическая работа
- Участие в педагогических советах, родительских собраниях
- Составление и оформление годового и календарно-тематического планирования, графика работы педагога-психолога
- Оформление журналов учета видов деятельности
- Разработка анкет, консультаций и рекомендаций для родителей (законных представителей) и педагогов
- Изготовление наглядно-дидактического и демонстративного материала
- Изучение психолого-педагогической литературы; разработка мероприятий, участие в них.